
Стресс — это неизбежно. Но в жизни школьника концентрация стрессовых ситуаций может быть слишком велика:
- конфликт с учителем или одноклассниками
- неудовлетворительная оценка
- не готов к контрольной
- нет мотивации учиться
Давайте разберемся: что вызывает стресс в детском возрасте, по каким признакам его определить и чем взрослый может помочь ребенку.
Причины детского стресса и его последствия
Стресс возникает в сложных ситуациях, которые ребенок не может сам решить в силу возраста или характера [1]:
Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями. Особенно трудно построить отношения с одноклассниками замкнутым или ранимым детям. Да и учителя не всегда относятся к ученикам одинаково.
Большая учебная нагрузка. Часто ребенку нужно делать много домашних заданий, готовиться к экзаменам. С каждым годом нагрузка обычно растет, но не у всех ребят получается с ней справляться — появляется утомление. Еще многие школьники плохо переносят постоянную гонку и ограничения во времени — например, то, что нужно быстро написать контрольную на уроке [1].
Проблемы в семье. Дети чувствительны к атмосфере в семье и ссорам родителей. А на развод реагируют как на один из самых тяжелых стрессов: у них может ухудшаться здоровье, появляться агрессивность, апатия [2].
Стресс у брата или сестры может привести ребенка к чувству вины, так как он не может помочь близкому человеку. [3]
Отношения в социальных сетях. Школьник может столкнуться с манипуляцией и оскорблениями в интернете.
Повышенное давление на ребенка и отсутствие поддержки. Ребенок может ощущать себя подавленно, если родители очень требовательны к успеваемости, а у него нет своей мотивации. А также, если он влюблен или у него мало друзей, а от близких нет поддержки.
Краткосрочная тревога, например из-за надвигающейся контрольной, чаще всего проходит без последствий для психики. Но если стресс затягивается, он начинает истощать организм и снижать иммунитет. Поэтому повышается вероятность возникновения простуд, могут появиться проблемы со сном и пищеварением [4].
Ребенку в стрессе тяжелее учиться, он может быть апатичным и закрываться от окружающих.

Признаки того, что ребенок в стрессе
Понять, что ребенок испытывает стресс, можно по определенным симптомам [1]:
Физиологические. Повышенная утомляемость, плохой сон. На фоне стресса могут участиться простуды.
Эмоциональные. Повышенная раздражительность и частая смена настроения. Могут проявиться безосновательные страхи и апатичность, которые мешают общению с семьей и друзьями.
Поведенческие. Нарушение в последовательности привычных действий, рассеянность. Например, надеть куртку, а уже потом вспомнить о кофте, перепутать время дополнительных занятий. Частое переключение с занятий на телефон, разговор, игру.
Когнитивные. Сложность сконцентрироваться на своих мыслях или логических выводах. Из-за снижения внимания и концентрации снижается и успеваемость.
Ребенок может выглядеть вялым и не обращать внимания на происходящие вокруг него действия. Так он избегает стрессовых ситуаций.
Как помогать ребенку справляться со стрессом
Хочется как можно быстрее помочь ребенку справиться. Но если стресс принял хроническую форму, за один-два дня решить проблему не получится. Лучше действовать комплексно:
Поддерживать ребенка во время общения. Пытайтесь понять, в чем причина агрессивного поведения и снижения успеваемости. Важно прислушиваться к позиции ребенка, чтобы он мог довериться родителям и рассказать о проблеме.
Приобщать к здоровому образу жизни. Проще всего – своим примером. Так, можно освоить рецепты здорового питания и начать вместе с ребенком тренировки. Это может быть бег, занятия фитнесом по видеоурокам или плавание. Помните о полноценном сне — в подростковом возрасте рекомендуют спать 9-10 часов.
Если понять принцип «пищевой тарелки» и начать готовить полезную еду, ребенок может получить из обедов и ужинов необходимые для здоровой психики вещества: магний, калий и натрий [5]
Давать советы при трудностях. Можно объяснить ребенку, как эффективно распределять свое время и нагрузку. А также — рассказать, как успокоиться в моменты повышенной тревоги: на экзамене или перед выступлением у доски. Психолог рассказал, как переключение внимания помогает при тревоге.
Обращаться к специалисту. Иногда ребенок испытывает тревогу из-за событий, о которых не может рассказать родителям или близким людям. Поэтому при необходимости можно обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Где помогут, писали тут.
Подобрать натуральные средства. Есть специально разработанные средства для борьбы со стрессом и тревогой. Например, Гомеострес — он оказывает бережное воздействие на организм ребенка благодаря натуральному составу [6].
В Гомеостресе есть знакомая с детства календула, которая способствует уменьшению беспокойства и улучшает качество сна, красавка — она помогает бороться с тревогой и снижает эмоциональное возбуждение. Борец облегчает головные боли, чистотел способствует снижению утомляемости. А калина и лакричник снижают уровень раздражительности [6, 7].
Все компоненты препарата указаны на схеме ниже

Натуральный состав Гомеостреса подобран так, чтобы снижать разные симптомы стресса — раздражительность, тревогу, страхи [7]
Гомеострес оказывает комплексное действие: снижает дневные проявления стресса и восстанавливает качество сна. Этот гомеопатический препарат подходит для всей семьи: его можно принимать детям с 3 лет и взрослым. Он не вызывает сонливости, привыкания, заторможенности и потери концентрации внимания. А значит, его можно давать школьнику даже в непростой период экзаменов. Еще его можно принимать взрослым, в том числе когда они ездят за рулем или выполняют ответственную работу [6].
Реклама АО «ЦВ Протек», protek.ru ERID: 2SDnjduFxUx
Источники:
1. Молодцова Т. Д. Профилактика стрессов у подростков в условиях школьного социума // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2017. — №2. — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-stressov-u-podrostkov-v-usloviyah-shkolnogo-sotsiuma/....
2. Ермилова А. В. Развод глазами ребенка: социологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Серия: Социальные науки. — 2015. — №1 (37). — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvod-glazami-rebenka-sotsiologicheskiy-aspekt.
3. Судьин С. А. Психическая болезнь как проблема социализации в межсиблинговом взаимодействии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Серия: Социальные науки. — 2016. — №2 (42). — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskaya-bolezn-kak-problema-sotsializatsii-v-mezhsiblingovom....
4. Сиденко Е. А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2013. — №1. — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-ekzamenatsionnogo-stressa-u-starshih-podrostkov.
5. Иозефович О. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей // ПФ, 2011. — №4. — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vitaminno-mineralnye-kompleksy-dlya-detey.
6. Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Гомеострес®. — [Электронный ресурс] — URL: https://zdravcity.ru/p_gomeostres-tab-d-rassas-n40-0012990.html.
7. Хачатрян Л.Г., Максимова М.С., Ожегова И.Ю., Белоусова Н.А. Терапия отдаленных последствий перинатального поражения нервной системы у детей. // РМЖ. Педиатрия. — 2016. — 6:373-375.