Назад
Выберите регион или город
От выбранного города зависят цены, наличие товара и отображение аптек

Что такое синдром Аспергера

врач-психиатр, психотерапевт
14 Мар 2024

Отличия от аутизма

Синдром Аспергера – это расстройство психического развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, какие характерны для аутизма, а также ограниченностью, стереотипностью и монотонностью интересов и занятий. 

Такое расстройство влияет на эмоциональные, коммуникативные и поведенческие навыки, а симптомы обычно проявляются в раннем возрасте, хотя диагноз ставят и взрослым. Отличие от детского аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка или задержка развития речи и когнитивных функций. При этом выдающиеся когнитивные способности отмечаются далеко не у всех. Распространенность синдрома Аспергера составляет в среднем 3 случая на 1 000 детей. Этот тип расстройства аутистического спектра чаще диагностируется у мальчиков.

Классификация

Синдром Аспергера назван в честь врача, обратившего внимание на специфические особенности детей и описавшего эти особенности. Раньше врачи считали синдром Аспергера и аутизм отдельными заболеваниями. Но в 2013 году подход к классификации этого заболевания начал меняться. В международной классификации болезней МКБ-10 относится к расстройствам  психологического развития (F84.5). Однако в МКБ-11 это расстройство уже объединено с детским и атипичным аутизмом в группу Расстройства Аутистического Спектра. Эта группа родственных расстройств имеет общие симптомы. Синдром Аспергера называют еще высокофункциональным аутизмом, поскольку речевые и когнитивные функции сохранены. 

Причины синдрома Аспергера

Синдром Аспергера не возникает по какой-то одной определенной причине. Причины этого синдрома еще полностью не изучены, но исследования показывают, что определенные факторы во время беременности и после рождения ребенка могут повысить риск развития расстройств аутистического спектра. 

К таким факторам относятся:

  • хромосомная аномалия (например, синдром хрупкой Х)
  • использование матерью некоторых рецептурных лекарств, принимаемых во время беременности
  • инфекции головного мозга в перинатальный период или сразу после родов
  • зрелый возраст родителей

Синдром Аспергера не является результатом методов воспитания или воспитания родителей.

Симптомы и признаки

Симптомы синдрома Аспергера проявляются в раннем возрасте. В большинстве случаев диагноз ставится в возрасте от 5 до 11 лет, хотя у некоторых людей расстройство диагностируется уже во взрослом возрасте. 

Признаки синдрома Аспергера могут проявляться у детей от 18 месяцев. Они включают в себя:

  • всё исключающий узкий интерес
  • стремление к повторению и рутине (и нежелание реагировать на перемены)
  • отсутствие социальных сигналов в игре и разговоре
  • отсутствие зрительного контакта со сверстниками и взрослыми
  • невозможность и отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками
  • непонимание социальных сигналов

Люди с этим расстройством могут: 

  • испытывать трудности с установлением зрительного контакта, а также при ответе на вопросы и в общении в целом
  • чувствовать и вести себя неуклюже в социальной обстановке
  • пропускать социальные сигналы, которые другие люди считают очевидными
  • нарушение восприятия, включая неправильное толкование буквального и подразумеваемого значений
  • не понимают, что означает выражение лица (мимика), жесты
  • проявляют мало эмоций
  • говорят ровным, роботизированным тоном
  • много говорят на одну тему, например о камнях или футбольной статистике
  • больше повторяют увиденное, чем принимают преднамеренные действия (особенно в рамках темы всё исключающего интереса)
  • повторяют слова, фразы или движения
  • не любят перемен
  • придерживаются одного и того же расписания и привычек, например, едят одну и ту же пищу
  • гиперчувствительны к некоторым раздражителям

У взрослых нет специфических симптомов, но некоторые из них встречаются чаще, в том числе: 

  • неуклюжесть
  • сильные вербальные навыки
  • зацикленность на одной теме
  • социальные трудности
  • повышенная чувствительность к шуму, прикосновениям, текстуре или запаху

При диагностике синдрома Аспергера у детей школьного возраста можно отметить:

    1. Ребенок осознает, что ему сложно общаться с другими детьми в школе. Общение с членами семьи не является такой проблемой. Дети с синдромом Аспергера не разделяют интересы своих сверстников. Также они не хотят принимать участие в играх и т.д.

    2. Учителя и воспитатели нередко замечают определенные отклонения от нормы в поведении ребенка, то есть непонимание правил, действующих в обществе, непонимание данной ситуации.

    3. Ребенок не может справиться со своими эмоциями.

    4. Обладает обширными знаниями по интересующим их темам, но в то же время становятся очевидными трудности в обучении.

    5. У ребенка может быть повышенная чувствительность к различным раздражителям.

    6. Ребенок избегает игр со сверстниками или, наоборот, может быть навязчивым и доминирующим.

Стоит отметить, что дети и взрослые с синдромом Аспергера не имеют видимых физических особенностей, которые могли бы указывать на какое-либо расстройство. Есть только необычные реакции и поведение.

Диагностика

Если вы заметили у своего ребенка некоторые перечисленные признаки, обратитесь к детскому психиатру или к педиатру, который направит к психиатру для диагностики. 

Врач, скорее всего, задаст вопросы о поведении вашего ребенка, например:

    1. Какие симптомы у него есть и когда вы впервые их заметили?

    2. Когда ваш ребенок впервые научился говорить и как он общается?

    3. Сосредоточены ли они на каких-либо предметах или занятиях?

    4. Есть ли у них друзья и как они взаимодействуют с окружающими?

Затем они понаблюдают за вашим ребенком в различных ситуациях, чтобы выяснить, как он общается и ведет себя.

Для диагностики этого состояния у взрослых не существует ни теста, ни даже диагностических критериев синдрома Аспергера. Отчасти это объясняется тем, что синдром обычно обнаруживается в раннем возрасте. Но если вы думаете, что у вас может быть синдром Аспергера, то проводит диагностику и составляет план лечения не кто иной, как врач-психиатр.

Лечение синдрома Аспергера

Не существует лекарств для лечения синдрома Аспергера или расстройств аутистического спектра. Важно не искоренить болезнь, а обнаружить те симптомы, которые становятся источником стресса для их подопечных и мешают нормальному существованию. Специалисты также подбирают пути для их преодоления.

Лечение и детей, и взрослых может включать в себя:

Занятия с логопедом. Это помогает улучшить навыки общения, окрасить речь интонационно, поддерживать двусторонний разговор и понимать социальные сигналы, такие как жесты и мимика.

Поведенческую терапию – метод, основанный на формировании новых социальных и коммуникативных навыков, вместо неэффективного поведения. Цель поведенческой терапии – наилучшим образом адаптировать человека с синдромом Аспергера к нормальной и независимой жизни. 

Такая же цель и у тренингов социальных навыков, которые также эффективны в обучении взаимодействию с другими людьми и выражению себя более адекватными способами. Социальные навыки часто лучше всего усваиваются при моделировании типичного поведения.

Сенсорную интеграционную терапию (СИ) – терапию, направленную на лучшее воздействие и реакцию организма на внешние раздражители (шум, прикосновение, вкус и т. д.).

Когнитивную терапию – считается, что для гармоничного развития  каждый человек проходит через четко определенные периоды с учетом определенных схем развития, а человек с синдромом Аспергера не прошел через это развитие, как следовало бы, поэтому когнитивная терапия направлена на восстановление этих функций, чтобы человек с синдромом правильно развивался.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПП) – помогает изменить образ мышления, чтобы лучше контролировать эмоции и стереотипное поведение. Этот метод поможет справиться с такими проблемами, как вспышки, срывы и навязчивые идеи. 

ЛФК или физиотерапия – для преодоления моторной неуклюжести, а также занятия улучшающие мелкую моторику (в первую очередь, для детей). 

Обучение и тренинги для родителей помогают изучить многие из тех же методик, которым обучается ребенок, чтобы работать над социальными навыками дома. Некоторые семьи также посещают психолога, который помогает им справиться с трудностями жизни с человеком с синдромом Аспергера.

Осложнения

При отсутствии помощи людям с синдромом Аспергера, прогрессирует их социальная отгороженность, у детей возникают трудности в обучении, могут присоединиться другие психические расстройства.

Это, в первую очередь, тревожные и депрессивные расстройства, а также расстройства приема пищи и СДВГ.

В случае наличия диагностированного сопутствующего психического расстройства при лечении могут использоваться некоторые психофармакотерапевтические препараты (строго по назначению врача психиатра).

Профилактика

Раз причина расстройства аутистического спектра неизвестна, не существует способа предотвратить или избежать его.

Прогноз развития болезни

При правильно подобранной терапии (немедикаментозной) люди с синдромом Аспергера могут научиться преодолевать некоторые из социальных и коммуникативных проблем, с которыми они сталкиваются. Они могут хорошо учиться в школе, работать и добиваться успеха в жизни.

Как ведут себя люди с синдромом Аспергера

Люди с синдромом Аспергера обычно говорят ровным, высокочастотным или необычным тоном. У них возникают проблемы с социальными сигналами и чтением эмоций, а их разговоры, как правило, сосредоточены на себе или сконцентрированы на конкретной теме. Как правило, с трудом вступают в социальные отношения с окружающими. Они обычно придерживаются очень специфического распорядка дня, имеют узкий круг интересов и действуют повторяющимися способами, например, хлопают в ладоши. Если какие-то обстоятельства провоцируют стресс у человека с синдромом, то может возникнуть «мелтдаун»: агрессивная вспышка или «отключение», сопровождающееся потерей самообладания и способности здраво мыслить. Эмоциональность таких людей инфальтильна, при этом способность к эмпатии, понимание чужих чувств или намерений у них практически отсутствует.

Автор
врач-психиатр, психотерапевт